МИР: Вы уже упоминали Марата Гельмана: какое-то время, пока он еще не доехал до Перми, вы сотрудничали в Москве. В частности, проект “За что мы не любим Маскву” в виде выставки представлен в галерее Гельмана. Расскажите, пожалуйста, как это произошло.
Вначале был проект, который я делал в Перми вместе с моим товарищем дизайнером по прозвищу Гаррисон. Я придумал простецкую веб-анкету
«За что мы не любим Маскву» через букву “а”, и в ней предлагались несколько вариантов ответа. Анкету сопровождали гостевые доски. Тогда, в 1999 году, еще не было привычных нам комментариев, вместо них были эти самые гостевые доски. В общем, этот проект всколыхнул весь интернет, мне из Москвы писали возмущенные москвичи. Благодаря этому проекту я дистанционно познакомился с Маратом Гельманом. Он предложил сделать совместный проект в Москве в его галерее, которая, как я помню, тогда располагалась на Полянке. У Гельмана был круг художников, которым он симпатизировал, благоволил и всячески их поддерживал, и среди них – художник Юрий Хоровский, с которым он устроил нам творческий дуэт. Юрий Хоровский сделал работы на основе материалов, накопленных моим пермским веб-проектом, моей анкетой. Все это было развешено на стены, пришли люди, пришла пресса – ведь накануне они разослали полторы тысячи факсов с пресс-релизом, то есть, у Марата Гельмана сотрудники очень профессионально по меркам 90-х годов работали с прессой.
У нас с Маратом Александровичем был еще один проект, связанный с нашивками “Приезжий”. Мы объявили
конкурс на дизайн лучшей нашивки для приезжего из региона в Москву. Меня эта тема тогда волновала, ведь я был пермяк, который комплексовал перед москвичами, и мне это не нравилось. Когда я приезжал в Москву, я испытывал легкое чувство изгоя, действительно: ты обязан был получить регистрацию в течение 3-х дней, и меня, как и многих других, останавливали московские милиционеры, бывало, что вымогали взятку. Этот проект был злой карикатурой на историю с желтыми звездами Давида, которые вынуждены были носить евреи во времена войны на оккупированных нацистами территориях. То есть, не то чтобы мы всерьез хотели как-то еще больше принизить приезжих. Мы хотели подчеркнуть абсурдность того, что люди в своей собственной стране, приезжая в свою собственную столицу, должны подвергаться каким-то унизительным бюрократическим процедурам и остракизму из-за нестоличной прописки.
Словом, выставки в Москве делались так: я как концептуальный художник, интернет-художник, делал работу, выстреливающую в медийном пространстве, где сто тысяч человек пришло, написали свои мнения, переругались, а потом в галерее Гельмана происходила визуализация этих эмоций и результатов. Для этого был привлечен художник Юрий Хоровский, умеющий рисовать, в отличие от меня.