Я вырастил n-ое количество художников — в Перми больше, в Екатеринбурге меньше. В Екатеринбурге, собственно говоря, только
Тимофей Радя из всей АртПолитики по-настоящему известный художник. Вообще же, из АртПолитики очень много хороших художников работают сейчас в Перми.
Елена Слобцева, я думаю, станет звездой, но у нее очень медленный путь восхождения, потому что она не занимается политикой, она занимается сущностными вещами. Я вообще выступаю за сущностное искусство, для меня образцами являются Рэйчел Уайтрид, Энтони Гормли, Аниш Капур — художники, которые занимаются сущностным, а не сиюминутным. Куратор Петр Белый, много работающий с петербургской галереей «Люда», говорит о пермской «серебристости». Это особая утонченность, сухость, работа в основном не с цветом, а с тоном, с фактурой, и в этом для него состоит пермская специфичность. Я с ним, может быть, соглашусь, но, с другой стороны, я могу тут же назвать и огромное количество ярких, цветных художников из Перми, которые абсолютно никакого отношения [к серебристости] не имеют. Есть «серебристый» тренд у художников в Перми, есть некоторое количество очень серебристых художников, но не все. Наверное, это связано с природой: на Урале вся природа серая, приглушенная. Я не вижу прямой связи с промышленностью. В Екатеринбурге тоже. Скорее, урбанизм, и Екатеринбург в этом смысле стильный город, поэтому там в большей мере проявляются общемировые тренды.
Можно найти оттенки «этничности» у ижевцев. Это группа
«Археоптерикс» и художники в ее орбите. Так или иначе, в их работах есть земля, деревья, дух паганизма. У них в Удмуртии до сих пор используют в дохристианских капищах проводят ритуалы. Распространено поклонение женщине, когда мать главная в семье, и так далее. Такие явления накладывают отпечаток, но он проявляется весьма и весьма опосредованно. Я бы не сказал, что, условно говоря, транслируются какие-то идеологемы, скорее, это видно на уровне переживания материала, или появляется в орнаментальности. Однако, в любом регионе вы найдете то же самое. Я против всяческого национализма, и я не вижу особой разницы даже между Таиландом и Украиной. В смысле, храмовая архитектура, например, везде одна и та же, специфика орнаментальности меняется, но их объединяет крестовая структура, купола: Индия, Таиланд, Италия. Посмотрим на вышивку: крестом вышивают везде. То же самое верно в отношении звериного стиля. Да, в Грузии он немножко отличается от пермского, а в Норвегии он еще чуть-чуть другой, но принципы формообразования везде одни и те же. И везде один и тот же материал — бронза.