В марте 1994 года вы открыли галерею, а уже в июле приплыл легендарный корабль искусств «Штубниц». Любопытно, что два эти события произошли в один временной отрезок. Насколько появление корабля с западными художниками повлияло на художественную среду того периода и на галерею? Были ли вы связаны?
Мы были связаны со «Штубницом», потому что выступили принимающей стороной во многом благодаря Алле Митрофановой, которая была одним из международных организаторов штубницевской истории. Первоначально планировалось, что принимать «Штубниц» будут Общество «А-Я» во главе с Захаром Коловским и галерея «Борей». Но, поскольку Алла была все-таки с нами, встречали коллег и занимались организационными вопросами именно мы. К тому же, на территории «Пушкинской-10» было удобно селить приезжающих участников.
Для галереи это было большим событием и первым опытом ведения международного проекта. Конечно, в процессе мы наделали кучу ошибок, которые сразу же исправили, но самое ценное, что мы теперь знали, как всё устроено. И для художников это было важным событием — все стремились принять участие, общественность всколыхнулась, ведь в то время был запрос на получение нового профессионального опыта. Так что, кто мог как-то встроиться в эту ситуацию, они встроились. «Штубниц» позволил художникам, которые уже работали с новыми медиумами, обзавестись международными связями и встроиться в мировой контекст.
Принято говорить, что прибытие корабля искусств в корне изменило культурную ситуацию в городе, на мой взгляд, это не совсем так. Безусловно, это яркое событие, но оно не послужило причиной появления новых художников, работающих с new technology based art, — количество заинтересованных в этом осталось прежним. Многие из них стали членами V2-network по списку участников которого можно было точно сказать, сколько человек в мире занимались технологическим искусством - как сейчас помнится, всего человек 200. Это стало важным событием для конкретного круга людей, далеко не для всех. Нас в то время «нормальные» художники называли маргиналами и относились с подозрением, считая, что мы об искусстве ничего не знаем и не разбираемся в нем.